Иван Толстой: Писатель, публицист, сценарист, редактор, Анатолий Иванович принадлежит к тем, кому достаточно одного слова, чтобы читателю и слушателю сразу стал понятен жанр, – Стреляный.
Все знают: будет просто, ясно, в фас, доходчиво, с сельским говорком и университетской эрудицией, с хитрецой и подначкой, без злобы, но и без жалости, не оставляя сомнений, кто дурак, а кто молодец.
Стреляный. Коротко сказал – и пошел себе. Народный тип. Фольклорный. Сошедший с каких-то книжных страниц – потому что в реальности таких почти не бывает. Но вот, оказывается, есть.
* * * * *
Игорь Померанцев: Московский литератор Анатолий Стреляный по телефону из Нижней Австрии.
Иван Толстой: Другая глубинка, трагическая. Буденновск, лето 1995-го. Вместе с корреспондентом Свободы Андреем Бабицким Анатолий Иванович там, у захваченной Басаевым больницы.
Анатолий Стреляный: В эти дни мы убедились, что ФСБ (слушатель должен знать, что это госбезопасность, бывший КГБ) кое-что умеет делать, и очень хорошо. Конечно, они не умеют добывать сведения, но они умеют распространять ложные сведения. Это было на каждом шагу. Мы видели, как это делалось. Например, госбезопасности страшно не хотелось, чтобы с заложниками и чеченцами из города уезжали журналисты. За некоторое время до этого появился тот парень, который всегда с чекистами там имел дело и от них приносил всякое вранье, мы уже к нему привыкли, и он стал говорить, что по дороге уже "Альфа" с ними, террористами, рассчитается. "Альфа" обучена брать автобусы, она сплоховала при взятии больницы, но уж с автобусами она справится, и он не хочет быть материалом для той лапши, которую славная "Альфа" устроит в дороге. Он это очень настойчиво внушал и очень умело. Так что природа этой организации осталась неизменной. Она сначала врет, а потом уже думает, зачем она это делает.
Это была часть общей официальной линии возбуждения в России вражды не к терроризму, не к насилию, а к чеченцам как к племени
Надо сказать, что очень ясно просматривалась линия официальной пропаганды, гэбэшной и вокруг гэбэшной, следующая: вызвать у народа враждебность не к терроризму, не к насилию, а к чеченцам как к нации. Еще до Буденновска мы с Андреем Бабицким ездили по позициям русских войск в Чечне и наблюдали воочию то, что я назвал "варварской пропагандой". Возят по позициям на БТРе неизвестное растерзанное тело, и бойцам рассказывают: вот, что с вашим русским братом делают эти чеченцы! Короче, то, что делала госбезопасность и власти в смысле пропаганды в Буденновске, это была часть общей официальной линии возбуждения в России вражды не к терроризму, повторяю, не к насилию, а к чеченцам как к племени.
Иван Толстой: Ведущий программы о Буденновске Савик Шустер спрашивает: прозвучало мнение, что Басаев – мудрый.
Анатолий Стреляный: Мудрый, не мудрый… Я слушал его, я раньше его не знал, слушал несколько раз в это время, видел его в автобусе, курицу как он ест. Курицу Андрей у него попросил для нас, мы ее не доели, я сказал: "Назад отнеси Шамилю". Не знаю, почему сказал такую глупость, Андрей меня высмеял, и эта курица осталась у нас.
Он все время подчеркивает одно: он хотел показать русским, что они делали в Чечне. Это террористический акт, это ужасно, Шамиль не скрывает, что это ужасно, он согласен со всеми, по-моему, оценками этого акта. Не случайно он говорил заложникам: "Простите, если можете". Но он все время подчеркивает: как иначе встряхнуть Россию, как ей показать, что она сделала с Чечней? Я не могу приветствовать терроризм, но я ему не судья.
Савик Шустер: Анатолий, скажите, а не получилось так, что со временем, будучи рядом с отрядом Басаева, вы стали чувствовать некую симпатию к этим людям?
Анатолий Стреляный: Нет, Савик, какая симпатия, когда вокруг столько трупов, которые разлагаются на твоих глазах и в гроб не влезают? Какая симпатия? Это то, что будет про нас говорить и, наверное, уже говорит степашинская госбезопасность. Какая симпатия? Это горе, это преступление, это страдание. Речь о другом. Жалко, что этим людям, кажется, не удалось достигнуть своей цели, судя по тому, что мы слышали в Буденновске, по дороге, вокруг. Все-таки у очень многих русских такое сложилось впечатление, и оно не изменилось, что цель чеченцев – убить как можно больше русских. Вот эта цель чеченцев – показать, что вы сделали с нашей Чечней, с частью вашей же России, вот эта цель, к сожалению, не достигнута. Когда мы сказали об этом командующему юго-западным фронтом, по-моему, он очень огорчился: "Неужели, русские так и не поняли?"
Иван Толстой: Когда отряд Басаева стал из Буденновска отходить, в автобус вместе с частью заложников попросились и Бабицкий со Стреляным.
Анатолий Стреляный: От Буденновска, уже с колонной террористов и заложников, произошел такой случай, который мы не смогли передать в эфир, погрешили против своего профессионального долга. Когда зависли над колонной вертолеты и чеченцы стали ждать нападения, они сказали нам, можно сказать, по секрету: "Заложников отпустим, ментов расстреляем, а сами примем бой". Казалось бы, мы должны были тут же передать это в эфир, но что-то нас остановило. Тем более к этому времени сопровождавшие их менты уже тоже прониклись к ним какой-то поразительной симпатией. Вот такой исполненный трагизма и драматизма случай.
За что эти люди получают деньги?
Если с чисто технической точки зрения говорить о том, что могла бы российская власть сделать с этой группой, чтобы эта группа не наделала бед, разведка должна была работать как следует. Не заниматься варварской пропагандой и распространением ложных слухов, а заниматься более тонким делом, которое под силу более серьезным людям. Знать, что там делается, знать. А как признал сам президент, они ни черта не знали. И это поразительно. Ни черта не знать о батальоне, в котором почти двести человек! Об этом, естественно, было много разговоров. За что эти люди получают деньги? Кто такой Степашин? Если бы вы видели, как пышно там обставлялось его появление, как сортировались журналисты, чтобы допустить их к нему на пару слов. А этот человек ничего не умеет, не умеет со своим гигантским аппаратом, с немереным бюджетом, ни черта не знает. Мы больше знаем, чем он!
Источник: Радио Свобода
www.InfoChechen.com - Facts News Analysis